Arms
 
развернуть
 
355002, г. Ставрополь, ул. Лермонтова, д. 183
Тел.: (8652) 23-29-00, 23-29-32 (ф.)
kraevoy.stv@sudrf.ru krai@stavsud.ru
355002, г. Ставрополь, ул. Лермонтова, д. 183Тел.: (8652) 23-29-00, 23-29-32 (ф.)kraevoy.stv@sudrf.ru krai@stavsud.ru

 

Сайт Президента Рф
Сайт Конституционного Суда РФ
Сайт Верховного Суда РФ
Официальный интернет-портал правовой информации




Сведения о размере и порядке уплаты государственной пошлины
Сервис для подачи жалоб и заявлений в электронном виде


Часы работы суда:
понедельник-четверг: 8.30-17.15
пятница: 8.30-17.00
суббота, воскресенье: выходной
перерыв: 13.00-13.45
 

Главный корпус
355002, г. Ставрополь,
ул. Лермонтова, 183
Тел.: (8652) 23-29-00
Факс: (8652) 23-29-32
e-mail: krai@stavsud.ru

Помещения
Ставропольского краевого суда
в здании "Дворец правосудия"
355035, г.Ставрополь,
ул. Дзержинского, 235
Тел./факс: (8652) 35-36-41

Апелляционная коллегия
по гражданским делам
Ставропольского краевого суда
355004, г. Ставрополь,
ул. Осипенко, 10а
Тел./факс: (8652) 23-50-58

Здание
Ставропольского краевого суда
в г. Пятигорске
357500, Ставропольский край
г. Пятигорск,
ул. Лермонтова, 9
Тел./факс: (8793) 33-94-73


СУДЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО
Выступление Председателя ВС РФ В.М. ЛЕБЕДЕВА
Выступление
Председателя Верховного Суда Российской Федерации

Уважаемый Президент Российской Федерации! Уважаемые делегаты и гости IX Всероссийского съез­да судей!

Настоящий съезд является важным обществен­но-политическим событием. Он подведёт итоги ра­боты судов общей юрисдикции и арбитражных судов и определит стратегию дальнейшего совершенствова­ния судебной системы Российской Федерации.

Время, предшествующее съезду судей, харак­теризуется развитием правосудия в Российской Федерации, направленного на укрепление консти­туционных гарантий права граждан на судебную за­щиту. самостоятельность судебной власти, неза­висимость судей. Приняты федеральные законы, направленные на повышение открытости и прозрач­ности правосудия, эффективности и качества рас­смотрения судебных дел, гуманизации уголовного за­конодательства. Принят Кодекс административного судопроизводства, по применению которого Пленум Верховного Суда Российской Федерации дал необхо­димые разъяснения.

Создание в 2014 году действующего Верховного Суда Российской Федерации позволило обеспечить единство правовых подходов при осуществлении пра­восудия в судах обшей юрисдикции и в арбитраж­ных судах. Верховным Судом Российской Федерации принято свыше 90 правовых позиций, направленных на устранение имевшихся противоречий в правопри­менении арбитражных судов и судов общей юрисдик­ции. исключающих возможность правовой неопреде­лённости и отказа в судебной защите.

За последние четыре года Пленум Верховного Суда России принял 180 постановлений, из которых более 50 — по применению норм права и разъясне­ниям вопросов судебной практики, 28 — по законо­дательной инициативе. В постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации даны разъ­яснения по применению судами Европейской кон­венции о защите прав человека и основных свобод. В связи с внесением концептуальных изменений в Гражданский кодекс России, регулирующих поло­жения об объектах гражданских прав и способах их зашиты, о юридических лицах, о сделках, об обяза­тельствах и об ответственности за нарушение обя­зательств, об исковой давности, представительстве и других новелл Гражданского кодекса Российской Федерации, Верховный Суд принял соответствую­щие постановления пленума. Приняты также по­становления пленума по практике применения за­конодательства о страховании исполнительного производства, практике применения таможенного законодательства и процедур, применяемых в делах о несостоятельности, банкротстве физических лиц, о кадастровом учёте и определении кадастровой стои­мости и другим вопросам, связанным с рассмотрени­ем гражданских дел и экономических споров.

Постановления пленума и обзоры Верховного Суда, обзоры судебной практики направлены на по­вышение стабильности гражданского оборота, защи­ты прав и законных интересов граждан, на форми­рование у судов общей юрисдикции и арбитражных судов единообразной практики применения за­конодательства, создание беспристрастной, бла­гоприятной инвестиционной среды и повышение уровня правовой определённости в сфере ведения бизнеса.

Верховным Судом России подготовлены пред­ложения и сформированы правовые позиции, на­правленные на защиту прав иностранных инве­сторов, которые были обсуждены на ежегодном IX Международном юридическом форуме стран Азиатско-Тихоокеанского региона в октябре это­го года в городе Владивостоке. Эти предложения на­правлены на создание режима равноправного и спра­ведливого отношения к иностранным инвесторам, обеспечение стабильности, предсказуемости и про­зрачности внутри государственного регулирования в сфере инвестиций.

По законодательной инициативе Верховного Суда России принят закон, в котором установлена возможность применения приказного производства в арбитражном процессе и применения в гражданском процессе процедуры упрощённого судопроизводства и расширение перечня требований, которые могут рассматриваться в порядке приказного производства. Реализация этих положений закона позволит повы­сить оперативность правосудия и позитивно скажет­ся на нагрузке судей, которая негативно влияет на эф­фективность судебной защиты.

В уголовном судопроизводстве значительное вли­яние на судебную практику оказали разъяснения Пленума Верховного Суда по делам о терроризме, экстремизме, коррупции, по применению законода­тельства, регулирующего основания и порядок ос­вобождения от уголовной ответственности, о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашне­го ареста и залога, о практике назначения уголовного наказания, а также об особенностях уголовной ответ­ственности предпринимателей. Все эти вопросы бы­ли предметом постоянного мониторинга Верховного Суда России, что, безусловно, нашло отражение и в правоприменительной практике.

За последние пять лет ежегодно примерно чет­верть подсудимых освобождаются судом от уголовной ответственности. Существенно сократилось коли­чество осуждённых к реальному лишению свободы: с 312 тысяч в 2006 году до 219 — в 2015-м, что свиде­тельствует об обеспечении разумного баланса между защитой общества от преступлений и дифференциа­цией мер уголовной ответственности с учётом прин­ципа индивидуализации наказания.

Устойчиво снижается и судимость несовершенно­летних: с 82 тысяч в 2006 году до 22 тысяч — в 2015-м. Количество заключённых под стражу в качестве меры пресечения уменьшилось на 80 процентов: с 252 ты­сяч в 2006 году до 140 тысяч — в прошлом, 2015 году. Отмеченные тенденции корреспондируются со сведе­ниями Федеральной службы исполнения наказаний, согласно которым за последние шесть лет количество содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний сократилось на 223 тысячи лиц, на 25 процентов, из них отбывающих наказание в виде лишения свободы — на 195 тысяч, это 27 про­центов, несовершеннолетних, отбывающих наказа­ние в воспитательных колониях, — на 4300, с 6 тысяч до 1700 лиц, а содержащихся в следственных изоля­торах — на 22 тысячи лиц. Это позволило ликвидиро­вать 36 исправительных колоний, 35 воспитательных колоний и 8 следственных изоляторов.

Несмотря на очевидные позитивные измене­ния, сохраняются достаточные правовые условия для дальнейшей гуманизации уголовного законодатель­ства. В суды продолжают поступать дела, не имею­щие судебной перспективы. В первом полугодии те­кущего года из 473 тысяч дел, поступивших в суды, свыше 57 процентов, или 272 тысячи, относились к преступлениям небольшой тяжести, а 22,5 процента — к преступлениям средней тяжести. При этом от уго­ловной ответственности судами освобождено за пре­ступления небольшой тяжести свыше 72 тысяч лиц, это 27 процентов, а за преступления средней тяже­сти, совершённые впервые, — более 30 тысяч, это 26 процентов. Совершили преступления небольшой тяжести впервые — 72 процента, это 139 тысяч, а пре­ступления средней тяжести совершили впервые бо­лее 61 процента.

По инициативе Верховного Суда Российской Федерации принят Федеральный закон от 3 июля те­кущего года, в соответствии с которым введён но­вый институт назначения меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа при освобожде­нии виновного от уголовной ответственности. Это направление заслуживает дальнейшего развития, в частности, путём разработки понятия уголовно­го проступка и мер уголовно-правового воздействия. Введение уголовного проступка позволит исключить некоторые составы из числа уголовно наказуемых де­яний, сохранив за их совершение такие эффективные меры ответственности, как исправительные и при­нудительные работы, не характерные для Кодекса об административных правонарушениях. За уголовный проступок не может быть назначено наказание в ви­де лишения свободы, он не образует судимости, ко­торая влечёт существенные социальные ограничения.

Значительные изменения произошли и в судеб­ной практике по делам о преступлениях в сфере пред­принимательской и иной экономической деятельно­сти. Роль правосудия по этой категории дел состоит в том, чтобы защитить граждан, экономику страны от преступлений, но защитить и права, собственность, достоинство всех, кто соблюдает закон и честно ведёт бизнес. Недопустимо, когда экономические споры разрешаются с использованием уголовно-правовых средств и тем более незаконного уголовного пресле­дования предпринимателей.

Количество осуждённых за эти преступления со­кратилось в четыре раза (с 8 тысяч в 2010 году до 2 ты­сяч в 2015 году), из них более 60 процентов осужда­ются по этой категории за мошенничество. Реальное лишение свободы назначено каждому четвёртому осуждённому. Примерно каждый четвёртый был ос­вобождён судом от ответственности или наказания. Меры пресечения в виде заключения под стражу из­браны в отношении менее 200 лиц, а в отношении 69, или почти каждого четвёртого, в удовлетворении хо­датайства об аресте было отказано.

Практика рассмотрения этой категории дел по­стоянно обобщается и анализируется Верховным Судом. 15 ноября текущего года пленум Верховного Суда принял постановление, в котором даны разъ­яснения об обеспечении, об особенностях уголовной ответственности предпринимателей.

Большое значение для совершенствования судеб­ной практики имеют ежегодные совещания предсе­дателей верховных судов стран ШОС и БРИКС, на которых обсуждаются вопросы судебной практики и перспективы развития правосудия.

Дальнейшее совершенствование судебной де­ятельности предполагает развитие всех направле­ний правосудия, судопроизводства, судоустройства, обеспечения самостоятельности судебной власти и гарантий независимости судей, материального, финансового и организационного обеспечения дея­тельности судов, совершенствования статуса судей, вопросы конкурсного отбора и подготовки кандида­тов на должности судей, повышения квалификации судей, совершенствования положений Кодекса су­дейской этики.

В течение нескольких лет отмечается рост обра­щений за судебной защитой. Только по первой ин­станции судами рассмотрено 17 миллионов 400 тысяч гражданских и административных дел, один милли­он уголовных дел в отношении 1 миллиона 300 тысяч лиц, свыше 6 миллионов 600 тысяч дел об админи­стративных правонарушениях, 2 миллиона 250 ты­сяч — о порядке исполнения судебных актов и судеб­ного контроля, а также 1 миллион 500 тысяч дел по экономическим спорам.

Уменьшению служебной нагрузки будут способ­ствовать определение оптимальных сроков рассмо­трения дел, совершенствование порядка извещения лиц, участвующих в деле, в том числе с использо­ванием информационных технологий, дальнейшее развитие упрощённых форм судопроизводства, рас­ширение институтов досудебного и внесудебного урегулирования споров, сокращение категорий граж­данских дел, по которым составляются мотивирован­ные судебные решения.

В настоящее время судебным департаментом и Государственным университетом правосудия ведёт­ся работа по определению норм служебной нагрузки. На развитие судопроизводства направлены также из­менения процессуальных законов, предусматриваю­щих возможность участников процесса подавать в суд в электронном виде исковые заявления, ходатайства и документы, имеющие доказательственные значения. Для обеспечения подачи в Верховный Суд России до­кументов в электронном виде 22 ноября этого года приказом по Суду утверждён соответствующий поря­док. Я напоминаю делегатам съезда о том, что этот за­кон вступает в силу с 1 января следующего года.

Требуют разрешения вопросы обеспечения дея­тельности мировых судей, которые ежегодно рассма­тривают свыше 46 процентов уголовных дел, 70 про­центов гражданских дел и более 87 процентов дел об административных правонарушениях. Мировому су­дье законодательно должно быть предоставлено право согласования вопросов приёма и увольнения, поощрения и привлечения к дисциплинарной ответ­ственности работников аппарата судебных участков. Необходимо предусмотреть и гарантии финансиро­вания деятельности мировых судей, в полном объёме исключение произвольного сокращения бюджетных ассигнований, выделяемых на обеспечение их дея­тельности. При решении вопроса о сокращении фи­нансирования мировых судей до 5 процентов необхо­димо согласие совета судей в субъекте Федерации, а свыше 5 процентов — с согласия конференции судей. Соответствующий законопроект 15 ноября текуще­го года Верховный Суд внёс в Государственную Думу.

Актуальными остаются вопросы повышения за­работной платы работников аппарата судов, которые не соответствуют квалификационным требованиям, которые к ним предъявляются, в том числе и требова­ниям о высшем юридическом образовании, в резуль­тате чего сменяемость этих работников в крупных го­родах достигает 150—200 процентов в год.

С целью закрепления особенностей граждан­ской службы в органах судебной власти и повы­шения социальных гарантий работников аппа­рата судов и судебного департамента Совет судей Российской Федерации признал необходимым при­нятие Федерального закона «О судебной службе в Российской Федерации», проект которого внесён в Государственную Думу Пленумом Верховного Суда 15 ноября текущего года.

Заслуживает внимания и предложение об отме­не ограничений по присвоению квалификационных классов судей в зависимости от уровня суда, в котором он осуществляет правосудие. Квалификационный класс должен присваиваться исключительно по ре­зультатам аттестации судей.

Следует обеспечить каждому судье предусмотрен­ное законом право на медицинское и санаторно-курортное лечение. Верховным Судом подготовлен законопроект, предусматривающий полномочия судебного департамента создавать санаторно-курортные учреждения.

С целью повышения независимости и объектив­ности правосудия необходимо создать самостоятель­ные апелляционные и кассационные суды конститу­ционных судов в системе судов общей юрисдикции. Реализация такой концепции судоустройства воз­можна за счёт имеющейся в распоряжении судов материальной базы и при распределении штатной численности судей и работников аппарата судов.

Необходимо также и совершенствование уголовного, материального и процессуального законодательства.

В Уголовный кодекс Российской Федерации, ко­торый действует 20 лет, внесены изменения 195 феде­ральными законами, из которых 124 закона направ­лены на расширение сферы действия Уголовного кодекса и ужесточение санкций. В Уголовно- процессуальный кодекс, который действует 15 лет, внесены изменения примерно 200 федеральными законами. Кроме того, в постановлениях и много­численных определениях Конституционного Суда Российской Федерации процессуальные и матери­альные нормы получили конституционно-правовое истолкование, отличающееся от буквального содер­жания норм Уголовного и Уголовно-процессуального кодекса. Эти обстоятельства вызывают необходимость и в реформировании уголовного законодательства.

Уважаемые делегаты и гости съезда!

IX Всероссийский съезд судей обсудит и дру­гие вопросы, актуальные для российского правосу­дия, и решения съезда внесут достойный вклад в обе­спечение верховенства права и устойчивого развития общества.

Уважаемый Президент Российской Федерации, позвольте выразить Вам признательность за внима­ние, которое Вы постоянно уделяете вопросам раз­вития и совершенствования российского правосудия.

Председатель ВС РФ В.М. ЛЕБЕДЕВ
опубликовано 10.05.2017 15:56 (МСК), изменено 11.05.2017 15:10 (МСК)

 

Сайт Президента Рф
Сайт Конституционного Суда РФ
Сайт Верховного Суда РФ
Официальный интернет-портал правовой информации




Сведения о размере и порядке уплаты государственной пошлины
Сервис для подачи жалоб и заявлений в электронном виде


Часы работы суда:
понедельник-четверг: 8.30-17.15
пятница: 8.30-17.00
суббота, воскресенье: выходной
перерыв: 13.00-13.45
 

Главный корпус
355002, г. Ставрополь,
ул. Лермонтова, 183
Тел.: (8652) 23-29-00
Факс: (8652) 23-29-32
e-mail: krai@stavsud.ru

Помещения
Ставропольского краевого суда
в здании "Дворец правосудия"
355035, г.Ставрополь,
ул. Дзержинского, 235
Тел./факс: (8652) 35-36-41

Апелляционная коллегия
по гражданским делам
Ставропольского краевого суда
355004, г. Ставрополь,
ул. Осипенко, 10а
Тел./факс: (8652) 23-50-58

Здание
Ставропольского краевого суда
в г. Пятигорске
357500, Ставропольский край
г. Пятигорск,
ул. Лермонтова, 9
Тел./факс: (8793) 33-94-73