Arms
 
развернуть
 
355002, г. Ставрополь, ул. Лермонтова, д. 183
Тел.: (8652) 23-29-00, 23-29-32 (ф.)
kraevoy.stv@sudrf.ru krai@stavsud.ru
355002, г. Ставрополь, ул. Лермонтова, д. 183Тел.: (8652) 23-29-00, 23-29-32 (ф.)kraevoy.stv@sudrf.ru krai@stavsud.ru

 

Сайт Президента Рф
Сайт Конституционного Суда РФ
Сайт Верховного Суда РФ
Официальный интернет-портал правовой информации




Сведения о размере и порядке уплаты государственной пошлины
Сервис для подачи жалоб и заявлений в электронном виде


Часы работы суда:
понедельник-четверг: 8.30-17.15
пятница: 8.30-17.00
суббота, воскресенье: выходной
перерыв: 13.00-13.45
 

Главный корпус
355002, г. Ставрополь,
ул. Лермонтова, 183
Тел.: (8652) 23-29-00
Факс: (8652) 23-29-32
e-mail: krai@stavsud.ru

Помещения
Ставропольского краевого суда
в здании "Дворец правосудия"
355035, г.Ставрополь,
ул. Дзержинского, 235
Тел./факс: (8652) 35-36-41

Апелляционная коллегия
по гражданским делам
Ставропольского краевого суда
355004, г. Ставрополь,
ул. Осипенко, 10а
Тел./факс: (8652) 23-50-58

Здание
Ставропольского краевого суда
в г. Пятигорске
357500, Ставропольский край
г. Пятигорск,
ул. Лермонтова, 9
Тел./факс: (8793) 33-94-73


СУДЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО
Отчётный доклад Генерального директора Судебного департамента при ВС РФ А.В. ГУСЕВА
Отчетный доклад
Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде 
Российской Федерации

Уважаемые делегаты, участники и гости съезда!
Уважаемые коллеги!

Прошедшие четыре года после завершения рабо­ты VIII Всероссийского съезда судей для Судебного департамента были периодом дальнейшего совершен­ствования организационного обеспечения деятельно­сти судов и органов судейского сообщества.

Продолжалась практическая реализация феде­ральной целевой программы «Развитие судебной си­стемы России на 2013—2020 годы».

В своей деятельности Судебный департамент ру­ководствовался действующим законодательством, актами Президента и Правительства Российской Федерации, распоряжениями Председателя Вер­ховного Суда Российской Федерации, решения­ми VIII Всероссийского съезда судей, Совета судей Российской Федерации и его Президиума.

Задачами особой важности для нас в эти годы являлись:

осуществление мероприятий, связанных с упразднением Высшего Арбитражного Суда Рос­сийской Федерации и передачей Судебному департа­менту полномочий по организационному обеспече­нию деятельности арбитражных судов в Российской Федерации;

обеспечение деятельности Специальной ква­лификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации и Специальной экзаменационной ко­миссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда Российской Феде­рации;

обеспечение деятельности судов Республики Крым и города федерального значения Севастополя в переходный период, а с 2015 года обеспечение де­ятельности федеральных судов и органов судейского сообщества, созданных в этих субъектах Российской Федерации.

В отчетном периоде 2013—2016 годов мы продол­жили формирование единого информационного про­странства федеральных судов и мировых судей, вне­дрение в деятельность судов новых информационных технологий.

Осуществлена интеграция Государственной ав­томатизированной системы Российской Федерации «Правосудие», информационных систем и ресурсов федеральных арбитражных судов.

Совершенствуется процедура извещения участни­ков судебного процесса, осуществляются меропри­ятия по внедрению в деятельность судов элементов электронного судопроизводства.

Продолжает развиваться и обновляться инфра­структура судебной системы.

Разумеется, мы видим и нерешенные пробле­мы, постоянно анализируем ход выполнения за­дач, стоящих перед Судебным департаментом и его органами, ход реализации федеральной целе­вой программы, вносим коррективы в свою работу, принимаем меры, направленные на повышение эффек­тивности управленческой деятельности в центре и на местах.

Особо хотел бы подчеркнуть: Судебный департа­мент осуществляет свою деятельность открыто, в по­вседневном взаимодействии с судами, другими орга­нами государственной власти и органами судейского сообщества. Высокие требования, предъявляемые к нашей деятельности, сочетаются с пониманием про­блем и деловой помощью в их решении со стороны Президента и Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания, Председателя Верховного Суда и Совета судей Российской Федерации.

Позвольте теперь более подробно остановиться на основных итогах деятельности Судебного департа­мента за 2013—2016 годы.

Работа Судебного департамента по финансирова­нию судов, органов судейского сообщества и мировых судей осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О финансировании судов Российской Федерации», федеральными законами о федеральном бюджете и иными нормативными правовыми актами.

В настоящее время в систему бюджетного финан­сирования включены:

Судебный департамент как главный распоряди­тель и получатель бюджетных средств;

85 областных и равных им судов;

12 окружных (флотских) военных судов;

115 федеральных арбитражных судов;

84 управления Судебного департамента в субъ­ектах Российской Федерации, осуществляющих фи­нансовое обеспечение районных судов, гарнизонных военных судов, мировых судей и органов судейского сообщества;

Федеральное государственное бюджетное уч­реждение «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие» как получатель субси­дии на выполнение государственного задания с 84 фи­лиалами в субъектах Российской Федерации.

Напомню, что в 2013 году бюджет Судебного де­партамента составил 121 млрд 759,4 млн рублей, а Федеральным законом «О федеральном бюдже­те на 2016 год» Судебному департаменту на 1 января 2016 года были предусмотрены бюджетные ассигнова­ния в сумме 178 млрд 640, 8 млн рублей.

Увеличение бюджетных ассигнований было обу­словлено принятием федеральных законов, связан­ных прежде всего с передачей Судебному департамен­ту полномочий по организационному обеспечению деятельности арбитражных судов, увеличением коли­чества субъектов Российской Федерации, увеличени­ем денежного вознаграждения судей, а также увеличе­нием численности судей арбитражных судов.

Однако, к сожалению, объем этих бюджетных ас­сигнований, который ежегодно предусматривается в федеральном бюджете Судебному департаменту, не позволяет обеспечить должным образом все направ­ления деятельности, относящиеся к полномочиям Судебного департамента.

В 2015—2016 годах финансирование судов, ми­ровых судей, органов судейского сообщества и си­стемы Судебного департамента осуществлялось в условиях наиболее сильного влияния неблагоприят­ной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры.

Негативная ситуация с недостаточностью средств федерального бюджета осложнялась необходимо­стью реализации новых нормативных правовых актов Российской Федерации без соответствующего финан­сового обеспечения.

Так, например, повышение минимального размера оплаты труда с 1 января 2016 г. до 6204 рублей в месяц и с 1 июля 2016 г. до 7500 рублей в месяц, осуществлен­ное в условиях отсутствия финансового обеспечения, привело к дефициту фонда оплаты труда гражданских служащих и вспомогательного персонала.

Кроме того, без дополнительного финансового обеспечения осуществляются:

исполнение поручения Президента Российской Федерации о введении обязательной видеозаписи хо­да судебных заседаний;

внедрение в деятельность судов элементов элек­тронного судопроизводства, обусловленное измене­нием процессуального законодательства;

подготовка к реализации изменений в законо­дательстве Российской Федерации, связанных с вве­дением с 1 июня 2018 г. института присяжных заседа­телей в районных судах и гарнизонных военных судах.

Возникали проблемы с оплатой услуг почтовой связи и выплатой выходных пособий судьям, ушед­шим или удаленным в отставку.

Правительством Российской Федерации в каче­стве одной из мер по реализации Федерального зако­на «О федеральном бюджете на 2016 год» было уста­новлено ограничение на принятие после 30 сентября 2016 г. получателями средств федерального бюджета бюджетных обязательств, связанных с поставкой то­варов, выполнением работ и оказанием услуг.

Во исполнение вышеизложенных требований с лицевых счетов подведомственных нам бюджетополу­чателей на лицевой счет Судебного департамента бы­ли отозваны средства в сумме 120,2 млн рублей.

Минфином России в Совет судей Российской Федерации внесены предложения о согласовании на­правления вышеуказанных средств в «Антикризисный фонд».

Совет судей Российской Федерации постановле­нием от 20 октября 2016 г. № 388 не поддержал предло­жения Минфина России и постановил направить ука­занные средства для финансового обеспечения судов Российской Федерации в IV квартале текущего года.

Учитывая решение Совета судей Российской Фе­дерации, мы подготовили и направили в Правительство Российской Федерации два проекта распоряжений Правительства Российской Федерации о возможно­сти принятия до 30 декабря 2016 г. подведомственны­ми Судебному департаменту бюджетополучателями бюджетных обязательств, связанных с поставкой то­варов, выполнением работ и оказанием услуг и подле­жащих исполнению в 2016 году.

Кроме того, Правительством Российской Фе­дерации установлено ограничение на использование в 2016 году в целях материального стимулирования ра­ботников федеральных государственных органов эко­номии по фонду оплаты труда, возникшей в связи с наличием вакантных должностей.

Хочу подчеркнуть: за девять месяцев 2016 года со­вокупная экономия по фонду оплаты труда, подлежа­щая возврату в бюджет, в судах и органах Судебного департамента составила 33,4 млн рублей.

Вместе с тем мы постоянно проводили и прово­дим работу с Правительством Российской Федерации и Минфином России, направленную на увеличение объемов финансирования судов.

Так, в результате проведенной работы на 1 декабря 2016 г. общий объем бюджетных ассигнований, выде­ленных Судебному департаменту в 2016 году, составил 193 млрд 656,5 млн рублей, что на 15 млрд 15,7 млн рублей больше объема, предусмотренного на 1 янва­ря текущего года.

В текущем году Судебный департамент осущест­влял мероприятия по формированию проекта феде­рального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. При этом Минфин России при рас­чете объемов бюджетных ассигнований федерально­го бюджета на 2017—2019 годы принимал в качестве «базовых» объемов бюджетные ассигнования, утверж­денные Федеральным законом «О федеральном бюд­жете на 2016 год».

В итоге предельные объемы бюджетных ассигно­ваний, доведенные Минфином России Судебному департаменту на 2017—2019 годы, составили ежегод­но 184 млрд 567,0 млн рублей, в том числе по меро­приятиям федеральной целевой программы 9 млрд 238,8 млн рублей.

Не согласившись с таким подходом, Судебный департамент внес на согласительное совещание в Минфин России предложения о выделении дополни­тельных бюджетных ассигнований.

Однако, к сожалению, не все предложения Су­дебного департамента были поддержаны.

В результате бюджетные ассигнования, предус­мотренные Судебному департаменту в проекте феде­рального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», составили:

на 2017 год — 186 млрд 862,4 млн рублей, в том числе по мероприятиям федеральной целевой про­граммы 10 млрд 800,8 млн рублей;

на 2018 и 2019 годы — ежегодно по 186 млрд 89,2 млн рублей, в том числе по мероприятиям феде­ральной целевой программы 9 млрд 238,8 млн рублей.

Продолжалась работа по оснащению судов ма­териально-техническими средствами: оргтехникой, офисной мебелью, автотранспортом, средствами свя­зи и другим имуществом. Осуществлялся ремонт авто­транспорта, оргтехники, средств связи.

Особое внимание в отчетный период мы уделяли материально-техническому обеспечению федераль­ных судов на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

В целом финансирование судов и их обеспечен­ность материально-техническими средствами удалось сохранить на уровне, необходимом для отправления правосудия.

В целях повышения эффективности управления бюджетными средствами, наиболее рационального их расходования мы стремимся полнее использовать воз­можности ведомственного контроля.

Судебный департамент в пределах своих полно­мочий систематически проводит ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности федераль­ных судов общей юрисдикции, федеральных арби­тражных судов и системы Судебного департамента.

При этом акцент в контрольной деятельности дела­ется на обеспечение целевого и эффективного расхо­дования бюджетных средств бюджетополучателями. Осуществляется координация контрольных меро­приятий с органами государственного финансового контроля.

По результатам ревизий и проверок разрабатыва­ются планы мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков с установлением сроков ис­полнения и ответственных должностных лиц, прово­дятся оперативные совещания, служебные проверки в отношении должностных лиц. Осуществляется посто­янный контроль за ходом устранения выявленных на­рушений и недостатков.

В отчетном периоде Судебным департаментом проведено свыше 400 контрольно-ревизионных меро­приятий, результаты которых рассматривались на за­седаниях созданной для этих целей Комиссии по рас­смотрению материалов контрольных мероприятий.

По итогам рассмотрения материалов проверок и ревизий приняты конкретные меры по устранению выявленных финансовых нарушений, в том числе и меры дисциплинарного характера в отношении долж­ностных лиц, допустивших нецелевое использование бюджетных средств.

Особую обеспокоенность вызывали выявленные в ходе проведения контрольных мероприятий фак­ты хищения бюджетных средств, предназначавшихся на выплату ежемесячного пожизненного содержания судьям, пребывающим в отставке, несоблюдения фи­нансовой дисциплины, выразившиеся в необоснован­ном списании денежных средств с депозитных счетов арбитражных судов, а также нарушения при оплате процессуальных издержек, связанных с рассмотрени­ем судебных дел, подлежащих выплате переводчикам.

По указанным нарушениям материалы проверок были направлены в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел.

С целью анализа наиболее характерных наруше­ний в финансово-хозяйственной деятельности и вы­работки мер по их недопущению мы проводим об­учающие семинары с гражданскими служащими финансовых служб судов — подведомственных бюд­жетополучателей и контрольно-ревизионными работ­никами органов Судебного департамента.

Важную роль в выявлении и устранении наруше­ний и недостатков в работе играют комплексные, це­левые и контрольные проверки органов Судебного департамента. В отчетном периоде проведено более 200 таких проверок.

Информация, полученная в результате проведе­ния проверок, позволяет более конкретно планиро­вать мероприятия по осуществлению организацион­ного обеспечения деятельности судов, своевременно принимать необходимые меры по устранению нару­шений и недостатков. Безусловно, в ходе их прове­дения оказывается методическая и практическая по­мощь работникам аппаратов судов и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.

В неразрывной связи с контрольной деятельно­стью Судебным департаментом осуществляется ра­бота по реализации требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции.

В отчетном периоде мы проводили мероприятия по реализации Национальной стратегии противодействия коррупции и национальных планов противодействия коррупции на соответствующий период в целях пре­дотвращения и противодействия коррупции в системе Судебного департамента и аппаратах судов.

Во исполнение положений Национального пла­на противодействия коррупции на 2014—2015 го­ды, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 2014 г. № 226, в Судебном де­партаменте образовано Управление по вопросам про­тиводействия коррупции и соответствующие под­разделения в управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, которые коор­динируют реализацию мероприятий по противодей­ствию коррупционным правонарушениям в судей­ском корпусе, аппаратах судов и системе Судебного департамента.

Ежегодно разрабатывается, утверждается и реали­зуется план противодействия коррупции в Судебном департаменте.

Созданы и действуют Комиссия Судебного депар­тамента по соблюдению требований к служебному по­ведению федеральных государственных гражданских служащих, иных работников и урегулированию кон­фликта интересов, а также Комиссия по противодей­ствию коррупции.

Осуществляется постоянное взаимодействие с Комиссией Совета судей Российской Федерации по реализации мероприятий противодействия корруп­ции, урегулированию конфликта интересов во внес­лужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий.

По поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации мы ежеквартально осущест­вляем мониторинг хода реализации мероприятий по противодействию коррупции в судейском кор­пусе и аппаратах судов. Результаты указанного мо­ниторинга в установленные сроки представляются в Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции и в Верховный Суд Российской Федерации.

В комплексе решались задачи по информатизации деятельности федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента.

Наша работа в этой области осуществлялась в со­ответствии с концепциями развития информати­зации судов, утвержденными Президиумом Совета судей Российской Федерации, с учетом действу­ющего законодательства Российской Федерации, актов Президента и Правительства Российской Федерации, поручений Председателя Верховного Суда Российской Федерации и в первую очередь бы­ла направлена на:

разработку и принятие программных доку­ментов, нормативных правовых актов по вопросам информатизации;

реализацию мероприятий федеральной целе­вой программы в части информатизации деятельно­сти федеральных судов общей юрисдикции и феде­ральных арбитражных судов;

формирование единого информационного про­странства федеральных судов и мировых судей;

организацию функционирования Инфор­мационно-аналитического центра Судебного депар­тамента;

реализацию мероприятий, связанных с из­менениями в судебной системе и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Судебным департаментом в отчетном периоде сформирована филиальная сеть Информационно- аналитического центра поддержки ГАС «Правосудие» в субъектах Российской Федерации.

Проведены работы по обеспечению подключения мировых судей к единому информационному про­странству, по созданию системы управления, обе­спечения эксплуатации и сервисного обслуживания имущественного комплекса и развитию проектных решений ГАС «Правосудие».

Осуществлена приемка и обеспечено функциони­рование информационных систем и ресурсов феде­ральных арбитражных судов. К ГАС «Правосудие» под­ключены новые объекты автоматизации в Республике Крым и городе Севастополе. Проводятся мероприя­тия, направленные на реализацию в судах элементов «электронного правосудия».

Обеспечивается техническая поддержка функ­ционирования интернет-портала ГАС «Правосудие», официальных сайтов и сервисов федеральных судов и мировых судей, органов судейского сообщества, Судебного департамента и его территориальных ор­ганов, программно-аппаратных средств уведомле­ния участников судебных процессов средствами элек­тронной почты и СМС-сообщений.

С целью реализации возможностей, предусмо­тренных процессуальным законодательством по вне­дрению в судебной системе юридически значимо­го электронного документооборота с применением электронной подписи, создан Удостоверяющий центр ГАС «Правосудие», обеспечивающий федеральные су­ды обшей юрисдикции, федеральные арбитражные суды и систему Судебного департамента ключевыми носителями.

В конце 2015 года Удостоверяющий центр полу­чил аккредитацию Минкомсвязи России. Пункты регистрации этого центра созданы во всех субъек­тах Российской Федерации. Только в текущем го­ду судьям, работникам аппаратов судов и системы Судебного департамента выдано более 26 тыс. серти­фикатов электронных подписей.

Создан и функционирует в качестве подсистемы Портал технической поддержки ГАС «Правосудие», на котором ежегодно регистрируется и контролиру­ется исполнение более 60 тыс. заявок пользователей.

В 2013—2016 годах суды оснащались компьютера­ми и оргтехникой, средствами видео-конференц-связи, аудио-, видеофиксации и протоколирования хода судебных заседаний, комплексами для допроса потер­певших и свидетелей без возможности их визуального наблюдения, информационными киосками и другими программно-техническими средствами.

При этом особо хотел бы подчеркнуть: мы стре­мимся использовать все возможности для улучшения обеспеченности судов компьютерной техникой, в том числе направляем на эти цели средства, сэкономлен­ные в результате проведения конкурсных процедур. Так, только за 9 месяцев текущего года мы дополни­тельно к запланированному количеству закупили бо­лее 1300 компьютеров для судов.

На сегодняшний день общая численность авто­матизированных рабочих мест ГАС «Правосудие» превышает 130 тыс. единиц, имущественный ком­плекс системы включает около 1 млн единиц тех­нических средств автоматизации и вычислительной техники, размешенных более чем на 3000 объектах автоматизации.

Осуществляется техническое сопровождение про­граммных изделий ГАС «Правосудие». Во исполне­ние поручений Президента Российской Федерации и Председателя Верховного Суда Российской Фе­дерации по формированию единого информационно­го пространства федеральных судов и мировых судей, переводу судебных архивов в электронный вид, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенство­вания системы государственного управления» про­ведены работы по разработке комплекса программ «Судебное делопроизводство» ГАС «Правосудие». Основные его функции направлены на реализацию элементов «электронного правосудия»:

внедрение юридически значимого электронно­го документооборота, включая подачу процессуаль­ных документов в суд в электронном виде;

консолидацию данных на региональном и феде­ральном уровнях;

обеспечение электронного взаимодействия между судами разных уровней.

Поддерживается постоянное функционирование программно-технических средств электронных служб и сервисов федеральных арбитражных судов.

Разработан программно-технический комплекс внешнего информационного взаимодействия ГАС «Правосудие», посредством которого осуществляет­ся опытный информационный обмен с автоматизи­рованной информационной системой Федеральной службы судебных приставов по передаче юридически значимых электронных исполнительных докумен­тов и получению юридически значимых электронных процессуальных документов об исполнении судебных решений.

Успешно проведены испытания взаимодействия ГАС «Правосудие» с единым порталом государствен­ных и муниципальных услуг Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Государственной информационной системой государ­ственных и муниципальных платежей Федерального казначейства.

Таким образом, в период 2013—2016 годов суще­ственно возросли возможности судов по применению современных информационных технологий при осу­ществлении правосудия.

Уважаемые коллеги! VIII Всероссийский съезд су­дей поставил перед Судебным департаментом зада­чу повышения эффективности и качества судопроиз­водства, его доступности, в том числе за счет удобного месторасположения зданий судов, обустройства в них современных залов заседаний, создания в судах надле­жащих условий для работы судей и пребывания граж­дан, включая лиц с ограниченными возможностями.

В отчетном периоде поставленная задача решалась в ходе реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие судебной системы на 2013—2020 годы», а также при проведении комплексного капи­тального ремонта зданий судов.

В перечень объектов, подлежащих строительству, реконструкции, комплексному капитальному ремон­ту, а также в объем их финансирования вносились корректировки исходя из сложившейся экономиче­ской ситуации и стоящих перед Судебным департа­ментом задач.

В связи с передачей Судебному департаменту в 2014 году полномочий по организационному обеспе­чению деятельности федеральных арбитражных судов были внесены соответствующие изменения в феде­ральную целевую программу и в программу Судебного департамента по комплексному капитальному ремон­ту зданий судов на 2014—2018 годы в части, касающей­ся объектов арбитражных судов. Проводится рабо­та по включению в федеральную целевую программу мероприятий по строительству и реконструкции зда­ний судов на территориях Республики Крым и города Севастополя.

Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по повышению эффективно­сти использования бюджетных средств от 18.08.2015 № Пр-1659 в отчетном периоде в приоритетном по­рядке осуществлялось финансирование объектов с высокой степенью готовности к вводу в эксплуата­цию, а также объектов, готовых к началу строитель­ства в соответствии с требованиями, предусмотрен­ными законодательством Российской Федерации.

В период с 2013 по 2016 год введено в эксплуата­цию строительством, реконструкцией 16 зданий для федеральных судов общей юрисдикции и 2 здания для арбитражных судов.

В этот же период приобретено 19 объектов для фе­деральных судов общей юрисдикции и 2 объекта для арбитражных судов.

До конца текущего года завершится строительство еще 10 объектов.

При этом замечу: построенные и реконструиро­ванные объекты — это уже принципиально новые здания и по планировке, архитектурному облику и дизайну, и главное, по условиям для работы судей и работников аппаратов судов.

В отчетном периоде в новых зданиях разместились:

Левашинский и Сергокалинский районные су­ды Республики Дагестан;

Великоустюгский и Бабаевский районные суды Вологодской области;

Шаховской районный суд Московской области;

Майский районный суд Кабардино-Балкарской Республики;

Ивановский гарнизонный военный суд;

Исилькульский городской суд Омской области;

Боткинский районный суд Удмуртской Респуб­лики;

Миасский городской суд Челябинской области;

Ленинградский районный суд Калининградской области;

Лискинский районный и Борисоглебский го­родской суды Воронежской области;

Колпинский, Невский и Выборгский районные суды г. Санкт-Петербурга;

Арбитражный суд Липецкой области, Ар­битражный суд Республики Татарстан и Арбитражный суд Поволжского округа.

Улучшение условий для работы судов осуществля­ется также путем проведения комплексного капиталь­ного ремонта имеющихся и переданных нам зданий. Как правило, переданные здания не приспособлены под нужды судов и требуют проведения капитально­го ремонта.

В целях эффективного, результативного и адресно­го использования бюджетных средств ремонт зданий судов проводится в рамках программ Судебного де­партамента по комплексному капитальному ремонту.

В отчетный период при реализации этих про­грамм отремонтировано 128 зданий судов, а до кон­ца текущего года планируется завершить ремонт еще в 46 зданиях.

Кроме того, за счет текущего финансирования был проведен капитальный ремонт в 7 зданиях феде­ральных судов общей юрисдикции и 2 зданиях арби­тражных судов.

Осуществление капитального ремонта зданий программно-целевым методом повышает качество планирования объемов, темпов и очередности прове­дения капитального ремонта и позволяет обеспечить своевременный мониторинг результатов реализации программных мероприятий.

Конечно, ограниченность финансовых ресур­сов не позволяет нам в полной мере увеличить объе­мы строительства, реконструкции и комплексного ка­питального ремонта зданий. Актуальной продолжает оставаться проблема недостаточности площадей по­мещений для размещения судов.

Мы проводим и продолжим проводить работу по улучшению условий работы федеральных судов об­щей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и органов судейского сообщества путем строительства, реконструкции и приобретения зданий для судов, их комплексного капитального ремонта, а также подбора объектов недвижимого имущества для нужд судебной системы с последующим закреплением их за судами и органами Судебного департамента в соответствии с действующим законодательством.

В ходе реализации изменений в законодательстве о судебной системе, процессуальном законодательстве, а также в связи с образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя суще­ственно возросли объемы работы Судебного депар­тамента по организационно-правовому обеспечению деятельности судов.

Совершенствовалась нормативно-методическая база, регулирующая вопросы делопроизводства и ра­боты архивов судов, извещения участников судебного процесса с использованием современных технологий, применения видео-конференц-связи, обеспечения доступа к информации о деятельности судов и другие вопросы.

Действовавший ранее порядок учета судебных по­становлений на оплату процессуальных издержек обу­словил необходимость изменения процедуры обраще­ния к исполнению судебных постановлений на оплату услуг адвоката, переводчика, эксперта, специалиста на законодательном уровне. В этой связи Судебным департаментом инициирована подготовка соответ­ствующего проекта постановления Правительства Российской Федерации.

20 октября 2015 г. Правительством Российской Федерации принято постановление № 1119 «О вне­сении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», согласно которому копии судебных постановлений на оплату процессуальных издержек, заверенные в установленном порядке, на­правляются судом непосредственно в финансовую службу суда или управления Судебного департамен­та в субъекте Российской Федерации с обязатель­ным уведомлением и направлением (выдачей) копий участникам судопроизводства.

Указанные новации позволяют исключить воз­можность фальсификации и повторного предъявления к оплате судебных постановлений участниками судопроизводства.

В целях реализации изменений в законодательстве Российской Федерации Судебным департаментом:

ведется организационная работа и разработка проектов нормативных актов, регулирующих вопро­сы применения электронных документов в деятель­ности судов;

осуществляются организационные мероприя­тия по подготовке районных судов и гарнизонных во­енных судов к рассмотрению уголовных дел с участи­ем присяжных заседателей.

В 2013—2016 годах в полном объеме выполне­ны плановые мероприятия по сбору, формированию, контролю и анализу статистической отчетности о дея­тельности судов и судимости.

Объем обрабатываемых статистических пока­зателей по всем уровням судов и формам отчетно­сти ежегодно увеличивался (с 69,8 млн в 2013 году до 113,5 млн только за 9 месяцев текущего года). Увеличение показателей статистической отчетно­сти на 43,7 млн обусловлено включением с 2014 го­да в отчетность данных о деятельности арбитраж­ных судов, а с 2015 года — судов Республики Крым и г. Севастополя, а также необходимостью отражения изменений законодательства Российской Федерации в анализе судебной практики.

Особо хотел бы обратить Ваше внимание, уважа­емые коллеги, на то, что обработка такого количе­ства статистических показателей и представление ста­тистической информации государственным органам и другим заинтересованным лицам были бы невоз­можными без применения современных информаци­онных технологий и возможностей ГАС «Правосу­дие».

Одной из приоритетных задач отчетного перио­да являлось создание соответствующих условий для функционирования судебной системы в Республике Крым и г. Севастополе. Решались вопросы возмеще­ния судебных издержек в переходный период 2014 го­да, безопасности и комплекс других вопросов органи­зационного обеспечения деятельности судов.

Учитывая, что реализуемая Судебным департа­ментом федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013—2020 годы» не со­держит мероприятий, направленных на развитие судебной системы в новых субъектах Российской Федерации, нами был разработан и направлен в Минэкономразвития России проект концепции феде­ральной целевой программы «Развитие судебной си­стемы в Республике Крым и городе федерального зна­чения Севастополе на 2017—2023 годы».

Однако Министерство экономического развития Российской Федерации не поддержало данную ини­циативу Судебного департамента и рекомендовало осуществлять запланированные мероприятия в пре­делах бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию действующей федеральной целевой программы.

В настоящее время мы прорабатываем возможно­сти реализации мероприятий по развитию судебной системы в Республике Крым и г. Севастополе в рамках выделенного финансирования.

Особого внимания, принятия своевременных ре­шений требует задача обеспечения безопасности су­дей и охраны зданий судов, обеспечения их самыми современными техническими средствами защиты.

В отчетном периоде участились угрозы в адрес су­дей, в том числе с использованием сети «Интернет».

В ряде регионов Российской Федерации деятель­ность судов осуществляется в сложной обстановке.

В адрес судей, рассматривающих уголовные дела, зачастую поступают угрозы физической расправы и уничтожения их имущества.

В 2013 году поступила 21 угроза, в 2014 году — 18, в 2015 году — 15, в текущем году 35 угроз.

Нередки случаи покушения на жизнь и здоро­вье судей: в 2013 году — 2, в 2014 — 5, в 2015 — 2, в 2016 году — 6 случаев.

К сожалению, имеют место и факты убийств су­дей. В 2013 году совершено 4 убийства, в 2014 году убито двое судей, в 2016 году также совершено 2 убий­ства судей.

При наличии угрозы жизни и здоровью судей ор­ганами внутренних дел в соответствии с действующим законодательством оперативно выносятся решения о применении мер по обеспечению их безопасности.

В целях решения проблем по обеспечению безо­пасности судей, Судебным департаментом в соответ­ствии с постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации проведены практические ис­пытания по внедрению мобильных устройств тревож­ной сигнализации, действующих вне зданий судов, для защиты судей от преступных посягательств. При проведении испытаний было задействовано более 20 судей, а также проработаны различные вариан­ты возникновения угрозы их безопасности вне зда­ний судов.

Итоговые результаты испытаний показали, что ис­пользование такой меры будет способствовать повы­шению уровня защиты судей. Функции по внедрению указанных устройств Правительством Российской Федерации возложены на МВД России.

Актуальным вопросом в отчетном периоде являл­ся вопрос охраны зданий судов.

В связи со значительным сокращением числен­ности сотрудников вневедомственной охраны МВД России и сотрудников Федеральной службы судеб­ных приставов для сохранения прежнего уровня без­опасности зданий судов Правительством Российской Федерации и МВД России рекомендовано расширить применение и внедрение технических средств охраны.

Мероприятия по оснащению зданий судов совре­менными техническими системами охраны для обе­спечения безопасности осуществлялись Судебным департаментом в рамках реализации федераль­ной целевой программы «Развитие судебной систе­мы России на 2013—2020 годы» Объем финансирова­ния этих мероприятий в отчетном периоде составил 1773,75 млн рублей.

В 2013—2016 годах в полном объеме оснащено тех­ническими средствами и системами защиты более 200 зданий федеральных судов общей юрисдикции и более 80 зданий федеральных арбитражных судов.

Однако Судебный департамент обеспокоен ситу­ацией, сложившейся в последнее время в связи с со­кращением штатной численности судебных приста­вов и, как следствие, снятием с охраны зданий судов в нерабочее время судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

В целях урегулирования сложившейся ситуации, повышения уровня безопасности судебной деятельно­сти мы прорабатываем вопросы создания ведомствен­ной охраны судов, совершенствуем взаимодействие с МВД России, ФССП России, а также Федеральной службой войск национальной гвардии, которой в те­кущем году переданы функции вневедомственной охраны.

Одно из основных полномочий Судебного депар­тамента — организационное обеспечение деятель­ности органов судейского сообщества Российской Федерации. Осуществляя обеспечение различных ме­роприятий органов судейского сообщества, мы со­вершенствуем и укрепляем взаимодействие с Советом судей Российской Федерации, его Президиумом, комиссиями, развиваем деловые контакты с пред­седателями советов судей в регионах. Совет судей Российской Федерации и его Президиум системати­чески заслушивает доклады руководителей подраз­делений Судебного департамента по наиболее акту­альным проблемам организационного обеспечения деятельности судов.

Руководители наших территориальных органов участвуют в заседаниях советов судей регионов, со­гласуют планы работы, совместно организуют конфе­ренции и семинары, издают периодические издания.

В отчетном периоде мы в соответствии с планами органов судейского сообщества обеспечили проведе­ние свыше 120 мероприятий.

В 2015 году осуществлено организационное и фи­нансовое обеспечение проведения первых конферен­ций судей Республики Крым и города федерального значения Севастополя в связи с избранием органов судейского сообщества этих субъектов Российской Федерации.

В период с 2013 года по 6 августа 2014 г. в соот­ветствии с Федеральным конституционным законом «О Дисциплинарном судебном присутствии» мы обе­спечивали проведение заседаний этого судебного органа.

Задачей особой важности для Судебного департа­мента стало осуществление мероприятий, связанных с формированием первоначального состава Верховного Суда Российской Федерации.

В 2014 году Судебный департамент проводил ор­ганизационные мероприятия по обеспечению избра­ния кандидатов в состав Специальной квалификаци­онной коллегии по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации и Специальной экзаменационной комиссии по прие­му квалификационного экзамена на должность су­дьи Верховного Суда Российской Федерации и по­следующему обеспечению работы этих специальных органов.

В ходе обеспечения деятельности Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и Высшей эк­заменационной комиссии по приему квалификаци­онного экзамена на должность судьи Судебным де­партаментом в отчетном периоде по поручениям председателей органов судейского сообщества рас­сматривались обращения и запросы, поступившие в адрес Совета судей Российской Федерации, ВККС и ВЭК, готовились ответы на них.

Подготовлено и направлено в компетентные орга­ны почти 35 000 запросов в отношении претендентов на должности судей, председателей судов и их заме­стителей. Полученная информация проанализирова­на и приобщена к соответствующим материалам.

Подготовлено около 5000 проектов решений и за­ключений ВККС.

Приоритеты в кадровом обеспечении деятельно­сти федеральных судов выстраивались исходя из тре­бований законодательства Российской Федерации, потребностей судебной практики и повышения эф­фективности профессиональной подготовки судей и государственных гражданских служащих.

Обновляется судейский корпус федеральных су­дов общей юрисдикции, федеральных арбитраж­ных судов. Сформирован новый судейский корпус в Республике Крым и городе Севастополе.

По состоянию на 30 сентября 2016 г. в Российской Федерации функционировали 2387 федеральных су­дов общей юрисдикции и 115 федеральных арбитраж­ных судов. _

Таким образом, Судебный департамент осущест­вляет организационное обеспечение деятельности 2502 федеральных судов.

К сожалению, по-прежнему не снята проблема полного укомплектования кадрами судей и работни­ков аппаратов судов, стабильности кадрового состава.

В областных и равных им судах число вакантных должностей судей составило 715 единиц, или 11,1% от штатной численности, в районных судах число ва­кантных должностей судей превышает две тысячи, или 12,5% от штатной численности.

В окружных (флотских) и гарнизонных военных судах судейский корпус укомплектован соответствен­но на 84,5% и 84,7%.

Более 12% от штатной численности составляет ко­личество вакантных должностей судей в арбитражных судах, а в Суде по интеллектуальным правам этот по­казатель достигает 40%.

На постоянной основе нами осуществляется ра­бота по организации профессиональной перепод­готовки, повышения квалификации и стажиров­ки судей, работников аппаратов судов и системы Судебного департамента. Весьма эффективно дей­ствует система подготовки судей, впервые назначен­ных на должность.

В отчетном периоде Судебный департамент по по­ручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации с учетом позиции Правительства Российской Федерации, руководствуясь распоря­жениями Президента Российской Федерации от 03.06.2015 № 15-рп и от 09.05.2016 № 114-рп, заклю­чил государственные контракты с Российским госу­дарственным университетом правосудия на оказание услуг по дополнительному профессиональному обра­зованию гражданских служащих аппаратов федераль­ных судов.

Всего с 2013 по 2016 год получили дополнительное профессиональное образование свыше 18 000 судей и около 32 000 государственных гражданских служащих судов и системы Судебного департамента.

Важнейшая составляющая деятельности Су­дебного департамента — развитие и совершенство­вание социальной защиты судей и членов их семей, а также работников аппаратов судов.

Мы постоянно работаем над поддержанием доста­точно высокого уровня оплаты труда судей, их достой­ным материальным обеспечением.

В отчетном периоде с 2013 года введена новая си­стема оплаты труда судей.

С 1 октября 2013 г. согласно Указу Президента Российской Федерации были увеличены размеры должностных окладов судей в 1,055 раза, а с 1 октября 2014 г. по 2016 год реализованы изменения, внесенные в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», согласно которым ежегодно повышались размеры ежемесячного денежного поощ­рения судей на 0,3 должностного оклада.

Также с 1 октября 2013 г. в 1,055 раза были увели­чены должностные оклады и оклады за классные чи­ны государственных служащих аппаратов судов и си­стемы Судебного департамента.

В рамках реализации мероприятий, предусмо­тренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлени­ях совершенствования системы государственного управления», и во исполнение соответствующих ак­тов Правительства Российской Федерации в 2014— 2016 годах нами доводились лимиты бюджетных обя­зательств подведомственным бюджетополучателям для осуществления материального стимулирования, что позволило увеличить уровень оплаты труда госу­дарственных гражданских служащих.

Во исполнение решений VIII Всероссийского съезда судей, Совета судей Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации осуществлялась работа по повышению уровня оплаты труда работников аппаратов судов. Для решения этой проблемы подготовлен проект федерального закона «О судебной службе Российской Федерации».

Наряду с этим Судебным департаментом под­готовлены проекты указов Президента Российской Федерации об увеличении размера ежемесячно­го денежного поощрения государственных служа­щих федеральных судов общей юрисдикции, феде­ральных арбитражных судов и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации с 1 до 1,5 должностного оклада.

Судебный департамент непосредственно уча­ствовал в подготовке проекта Федерального зако­на «О гарантиях социальной защиты отдельных ка­тегорий граждан», который был принят 8 июня 2015 г. Тем самым были решены вопросы материаль­ного и социального обеспечения судей судов на терри­ториях Республики Крым и города федерального зна­чения Севастополя. Указом Президента Российской Федерации от 5 августа 2015 г. были также закреплены социальные гарантии гражданских служащих феде­ральных судов и управлений Судебного департамен­та, созданных на территориях Республики Крым и го­рода Севастополя.

В отчетном периоде увеличилось число бывших судей и судей, пребывающих в отставке, получающих ежемесячное пожизненное содержание на 4941 феде­рального судью, а число судей, получающих ежеме­сячную надбавку к ежемесячному денежному возна­граждению в размере 50 % ЕПС, за указанный период возросло на 2087 судей.

Количество получателей ежемесячного возмеще­ния в связи с гибелью (смертью) судей в 2013—2016 го­дах также увеличилось и в настоящее время составля­ет 1403 человека.

Хотел бы обратить Ваше внимание на то, что в со­ответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 294-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный за­кон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» на Судебный департамент с 1 января 2017 г. возложены функции по материаль­ному и социальному обеспечению судей, которые на­значены (избраны) от Российской Федерации в Суд Евразийского экономического союза, Экономический суд Содружества Независимых Государств и пол­номочия которых прекращены. Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2016 г. № 617 ут­верждено Положение о порядке материального и со­циального обеспечения этой категории судей.

Это новая задача для нас и мы будем её решать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постоянно в поле нашего зрения находятся про­блемы медицинского обеспечения судей и членов их семей. Оказание медицинской помощи осущест­вляется по программам обязательного медицинского страхования, утвержденным в каждом регионе, и цен­трализованно по программе добровольного медицин­ского страхования — через страховую компанию ЗАО «МАКС».

Происходят позитивные подвижки и в такой жиз­ненно важной сфере, как обеспечение судей и работ­ников аппаратов судов жилыми помещениями.

В отчетном периоде был устранен имевшийся пра­вовой пробел в законодательстве в части установления уровня бюджета, расходным обязательством которо­го является приобретение жилых помещений для ми­ровых судей. В настоящее время действующим зако­нодательством предусмотрено обеспечение мировых судей жилыми помещениями за счет средств феде­рального бюджета через органы Судебного департа­мента.

Денежные средства на приобретение жилья для судей предусмотрены федеральной целевой програм­мой. Впервые с 1998 года выделены денежные сред­ства на обеспечение жильем мировых судей из феде­рального бюджета на 2016 год.

В течение 2013—2015 годов для федеральных судей приобретено в рамках федеральной целевой програм­мы 419 жилых помещений. До конца текущего года планируется приобрести благоустроенное жилье для 140 федеральных судей и 18 мировых судей.

Федеральной целевой программой также предус­мотрены денежные средства на предоставление еди­новременной субсидии государственным служащим аппаратов судов и системы Судебного департамента на приобретение жилья.

В течение 2013—2015 годов за счет выделенных средств федерального бюджета обеспечен жильем 581 государственный гражданский служащий. В 2016 году планируется предоставить субсидии 187 государствен­ным служащим.

Мы и далее будем продолжать работу по повыше­нию уровня социальной защиты судей, членов их се­мей и работников аппаратов судов.

Совершенствуется взаимодействие судов и орга­нов судейского сообщества со средствами массовой информации. Основные наши усилия направлены на обеспечение открытости и гласности судопроизвод­ства, доступа общественности к информации о дея­тельности судов, органов судейского сообщества и си­стемы Судебного департамента.

В отчетном периоде в средствах массовой инфор­мации освещались приоритетные направления дея­тельности судов, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента, в том числе по ре­ализации изменений, внесенных в законодательство о судебной системе, изменений в составе субъектов Российской Федерации, по реализации федераль­ной целевой программы «Развитие судебной систе­мы России на 2013—2020 годы» и другие направления.

На официальном сайте Судебного департамен­та осуществлялась публикация новостной и иной ин­формации о деятельности судов и системы Судебного департамента. За отчетный период подготовлено и размещено свыше 1500 публикаций.

Соответствующая новостная информация о дея­тельности судов и органов судейского сообщества раз­мещалась на официальных интернет-сайтах органов судейского сообщества, доступных для широкой об­щественности, включая представителей СМИ.

В отчетный период государственными граждан­скими служащими судов и системы Судебного депар­тамента, ответственными за взаимодействие с обще­ственностью и средствами массовой информации, подготовлено, опубликовано и размещено в феде­ральных, региональных и местных СМИ более 180 ООО различных материалов.

Количество информационных материалов о рабо­те судебной системы за последние годы значительно возросло. Это способствовало формированию устой­чивого информационного потока, обеспечивающего открытость и гласность, доступ общественности к ин­формации о деятельности судов и органов судейского сообщества, формированию позитивного имиджа су­дебной системы в целом.

Совершенствуется редакционно-издательская де­ятельность. Созданы необходимые условия для уч­реждения и выпуска печатных изданий органов судей­ского сообщества, растет их совокупный тираж.

Наша работа по обеспечению взаимодействия су­дов и органов судейского сообщества со средствами массовой информации будет и в дальнейшем разви­ваться и совершенствоваться.

Деятельность Судебного департамента по обе­спечению международно-правового сотрудничества в отчетный период была направлена на дальнейшее развитие межгосударственных взаимоотношений, из­учение судьями передового зарубежного опыта в об­ласти судебной практики, изучение европейского опыта при введении института апелляции по уголов­ным и гражданским делам в судах общей юрисдикции Российской Федерации, опыта по использованию пе­редовых информационных технологий в сфере су­допроизводства, а также на обмен опытом сторон по осуществлению организационного обеспечения дея­тельности судов.

В 2013—2016 годах в зарубежных поездках в рам­ках различных программ и проектов, в международ­ных конференциях, семинарах, форумах и встречах, а также иных важных мероприятиях участвовали пред­седатели судов и их заместители, судьи, члены Совета судей Российской Федерации.

Представители российской судебной систе­мы ознакомились с передовым зарубежным опытом деятельности судебных органов и проинформирова­ли своих коллег о достижениях судебной реформы в России.

Важное значение имело непосредственное озна­комление судей с работой Европейского Суда по пра­вам человека.

Судебный департамент в отчетном периоде обе­спечил участие 199 судей (в том числе председателей, заместителей председателей областных и равных им судов, председателей районных судов) в программе по изучению деятельности Европейского Суда по пра­вам человека. В ходе командировок российские су­дьи приняли участие в слушаниях по делам, рассма­триваемым в Большой Палате Европейского Суда, ознакомились со структурой и работой Европейского Суда, участвовали во встречах и дискуссиях с юри­стами Европейского Суда по интересующим судей вопросам.

В целях ознакомления с судебной системой Российской Федерации и деятельностью Судебного департамента с 2013 по 2016 год организован приём 28 иностранных делегаций (в том числе Китайской Народной Республики, Демократической Республики Непал, Верховного Суда Королевства Таиланд, Федеративной Республики Бразилия, Республики Панама), прибывших в Российскую Федерацию в рамках международных программ, конференций, се­минаров, круглых столов и двусторонних встреч.

Судебный департамент планирует продолжить ра­боту по установлению и развитию связей с междуна­родными и иностранными органами судебной власти в целях совершенствования организации работы су­дов и повышения эффективности организационного. обеспечения их деятельности.

Уважаемые коллеги!

Таковы основные итоги деятельности Судебного департамента за 2013—2016 годы.

Наша работа многогранна и осветить все её аспек­ты в рамках отведенного регламентом времени не представляется возможным.

Судебный департамент продолжит решать ком­плекс задач по организационному обеспечению де­ятельности судов, органов судейского сообщества, финансированию мировых судей и формированию единого информационного пространства федераль­ных судов и мировых судей.

Нашим безусловным приоритетом в этой рабо­те будет практическая реализация решений IX Все­российского съезда судей, Совета судей Российской Федерации, мероприятий федеральной целевой про­граммы «Развитие судебной системы России на 2013—2020 годы» и задач, поставленных Президентом Российской Федерации и Председателем Верховного Суда Российской Федерации.

Генеральный директор Судебного департамента 
при ВС РФ А.В. ГУСЕВ
опубликовано 10.05.2017 11:54 (МСК), изменено 11.05.2017 15:13 (МСК)

 

Сайт Президента Рф
Сайт Конституционного Суда РФ
Сайт Верховного Суда РФ
Официальный интернет-портал правовой информации




Сведения о размере и порядке уплаты государственной пошлины
Сервис для подачи жалоб и заявлений в электронном виде


Часы работы суда:
понедельник-четверг: 8.30-17.15
пятница: 8.30-17.00
суббота, воскресенье: выходной
перерыв: 13.00-13.45
 

Главный корпус
355002, г. Ставрополь,
ул. Лермонтова, 183
Тел.: (8652) 23-29-00
Факс: (8652) 23-29-32
e-mail: krai@stavsud.ru

Помещения
Ставропольского краевого суда
в здании "Дворец правосудия"
355035, г.Ставрополь,
ул. Дзержинского, 235
Тел./факс: (8652) 35-36-41

Апелляционная коллегия
по гражданским делам
Ставропольского краевого суда
355004, г. Ставрополь,
ул. Осипенко, 10а
Тел./факс: (8652) 23-50-58

Здание
Ставропольского краевого суда
в г. Пятигорске
357500, Ставропольский край
г. Пятигорск,
ул. Лермонтова, 9
Тел./факс: (8793) 33-94-73