Arms
 
развернуть
 
355002, г. Ставрополь, ул. Лермонтова, д. 183
Тел.: (8652) 23-29-00, 23-29-32 (ф.)
kraevoy.stv@sudrf.ru krai@stavsud.ru
355002, г. Ставрополь, ул. Лермонтова, д. 183Тел.: (8652) 23-29-00, 23-29-32 (ф.)kraevoy.stv@sudrf.ru krai@stavsud.ru

 

Сайт Президента Рф
Сайт Конституционного Суда РФ
Сайт Верховного Суда РФ
Официальный интернет-портал правовой информации




Сведения о размере и порядке уплаты государственной пошлины
Сервис для подачи жалоб и заявлений в электронном виде


Часы работы суда:
понедельник-четверг: 8.30-17.15
пятница: 8.30-17.00
суббота, воскресенье: выходной
перерыв: 13.00-13.45
 

Главный корпус
355002, г. Ставрополь,
ул. Лермонтова, 183
Тел.: (8652) 23-29-00
Факс: (8652) 23-29-32
e-mail: krai@stavsud.ru

Помещения
Ставропольского краевого суда
в здании "Дворец правосудия"
355035, г.Ставрополь,
ул. Дзержинского, 235
Тел./факс: (8652) 35-36-41

Апелляционная коллегия
по гражданским делам
Ставропольского краевого суда
355004, г. Ставрополь,
ул. Осипенко, 10а
Тел./факс: (8652) 23-50-58

Здание
Ставропольского краевого суда
в г. Пятигорске
357500, Ставропольский край
г. Пятигорск,
ул. Лермонтова, 9
Тел./факс: (8793) 33-94-73


СУДЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО
Отчётный доклад Председателя ВЭК РФ В.В. ЕРШОВА

Отчетный доклад

Председателя Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи


Уважаемые делегаты и участники съезда!


За период между VIII и IX Всероссийским съездом судей (с 1 января 2013 г. по 5 декабря 2016 г.) Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификаци­онного экзамена на должность судьи (в дальнейшем — ВЭК) прежде всего обеспечивала:

прием квалификационных экзаменов на долж­ности судей;

выработку предложений по совершенствова­нию правового регулирования деятельности экзаме­национных комиссий;

организационное и методическое обеспечение деятельности экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерация.

Прием квалификационных экзаменов на долж­ности судей

За отчетный период ВЭК провела 41 заседание, на которых сдавали экзамен 397 кандидатов на должно­сти судей. Из них 57 кандидатов (14,4%) — на долж­ности судей судов общей юрисдикции, 120 кандида­тов (30,2%) — на должности судей арбитражных судов, 220 кандидатов (55,4%) — на должности судей воен­ных судов.

Оценку «отлично» получили 177 кандидатов (44,6%), оценку «хорошо» — 126 кандидатов (31,7%), оценку «удовлетворительно» — 60 кандидатов (15,1%), оценку «неудовлетворительно» — 25 кандидатов (6,3%). 9 кандидатов (2,3%) отказались от сдачи эк­замена. Таким образом, 94 кандидата (23,7% — поч­ти каждый четвертый) оказались не готовыми к сдаче экзаменов на должности судей. Кандидаты, сдавшие экзамен на оценку «хорошо», не проде­монстрировали достаточных теоретических зна­ний специальной литературы, а также необходимых практических навыков рассмотрения споров в усло­виях коллизий и пробелов в нормативных правовых актах.

Правовое регулирование деятельности экзаме­национных комиссий

ВЭК в 2013 году подготовила предложения о вне­сении необходимых изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об органах судей­ского сообщества в Российской Федерации».

Пленум Верховного Суда Российской Федерации доработал предложенный нашей комиссией законо­проект, 9 июля 2013 г. принял Постановление № 26 и внес его в Государственную Думу Российской Феде­рации.

6 апреля 2015 г. Президент Российской Феде­рации Владимир Владимирович Путин подписал Федеральный закон № 69-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 5 Закона Российской Федерации «О стату­се судей в Российской Федерации» и Федеральный за­кон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»».

Делегатам и гостям Съезда напомню только три принципиальных дополнения в названные законы.

В статье 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в новой

редакции выработано важнейшее требование к кан­дидатам в судьи: кандидат в судьи должен иметь выс­шее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по на­правлению подготовки «Юриспруденция» квалифи­кации (степени) «магистр» при наличии диплома бака­лавра по направлению подготовки «Юриспруденция».

Статья пятая данного Закона содержит осново­полагающую норму: кандидат в судьи вправе сдавать экзамен только в соответствующей экзаменационной комиссии, т.е. установлена, образно говоря, «подсуд­ность» экзаменационных комиссий.

Фундаментальная норма права выработана и в статье 26.1. Федерального закона «Об органах судей­ского сообщества в Российской Федерации», в соот­ветствии с которой ВЭК осуществляет не только ме­тодическое, но и общее руководство.

Данная норма права по существу обеспечила прак­тическое создание единой системы экзаменационных комиссий в России.

К сожалению, в названном Законе имеются и спорные, на наш взгляд, нормы права. Например, согласно статье 26.3 Федерального закона «Об орга­нах судейского сообщества в Российской Федерации» «для кандидатов на должность судьи конституционно­го (уставного) суда субъекта Российской Федерации экзаменационные билеты составляются в соответ­ствии с нормативными правовыми актами соответ­ствующего субъекта Российской Федерации».

В связи с этим в различных субъектах Российской Федерации (в частности, в Республике Бурятия, Свердловской области и других) возникли различ­ные правовые требования к данным кандидатам в су­дьи. Вместе с тем, как представляется, в целом общие требования к правовому статусу всех кандидатов в су­дьи должны быть установлены на федеральном уров­не. Субъекты Российской Федерации вправе только конкретизировать данные требования, т.е. уточнять и детализировать общие требования, установленные Российской Федерацией.

Думаем, данное и другие соответствующие пред­ложения о совершенствовании правового регулирова­ния деятельности экзаменационных комиссий долж­ны быть проанализированы новым составом ВЭК.

III. Организационное и методическое обеспече­ние деятельности экзаменационных комиссий субъ­ектов Российской Федерации

Нашей комиссией за отчетный период были орга­низованы и проведены два семинара-совещания для членов ВЭК и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации, а также секретарей назван­ных комиссий.

Активное участие в организации и проведении данных семинаров-совещаний приняли Председатель Верховного Суда Российской Федерации Вячеслав Михайлович Лебедев, Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Фе­дерации Александр Владимирович Гусев, Пред­седатель Совета судей Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Краснов, Председатель ВККС Николай Викторович Тимошин, начальник Департамента Администрации Президента Российской Федерации Александр Александрович Аникин и многие другие.

В процессе данных совещаний были рассмотрены многочисленные специальные вопросы деятельности экзаменационных комиссий и выработаны необходи­мые ответы.

Кроме того, нашей комиссией регулярно даются оперативные ответы на текущие вопросы экзаменаци­онных комиссий субъектов Российской Федерации, которые направляются в соответствующие экзамена­ционные комиссии субъектов Российской Федерации и публикуются на сайте ВЭК с целью изучения сло­жившейся практики нашей комиссии.

IV. Далее не могу не остановиться на некото­рых важнейших вопросах работы Университета правосудия

Вопросы повышения квалификации федеральных и мировых судей, а также профессиональной перепод­готовки впервые назначенных на должности федераль­ных судей.

В 2016 году Университет выполнил соответствую­щие планы обучения данных слушателей.

Кроме того, утверждены и до конца года будут вы­полнены дополнительные планы повышения квали­фикации и переподготовки слушателей.

Уважаемые председатели областных и равных им судов!

Обращаю Ваше внимание на то, что в декабре 2016 г. Вам будут направлены предложения по организации стажировки впервые назначенных на должности фе­деральных судей.

В соответствии с документами, подготовленными для делегатов IX Всероссийского съезда судей, фак­тическая численность мировых судей составляет 7112 человек.

Однако число мировых судей, проходящих повы­шение квалификации в Университете за счет средств субъектов Российской Федерации, ежегодно умень­шается. Так, если в 2012 году в Университете повыси­ли квалификацию 762 мировых судьи, то в 2016 году только — 513 мировых судей.

Радикальное изменение сложившейся ситуации видим в повышении квалификации мировых судей за счет средств федерального бюджета.

Предлагаю внести данное предложение в ито­говое Постановление IX Всероссийского съезда су­дей, обратившись с соответствующим поручением в Правительство Российской Федерации.

Вопросы подготовки студентов Университета

Современные образовательные программы долж­ны отвечать потребностям практики и основывать­ся на утвержденных профессиональных стандар­тах. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 № 23 професси­ональные стандарты должны быть разработаны для работников всех отраслей и ведомств, в том числе и для работников судебной системы. В профессиональ­ных стандартах, в частности, необходимо установить квалификационные требования к уровням высше­го юридического образования, которым должен от­вечать кандидат на какую-либо должность в судебной системе".

Кроме того, в целях улучшения кадрового обе­спечения аппаратов судов Университет разрабо­тал программу подготовки специалистов средне­го звена «Право и судебное администрирование». Предлагаем дополнить итоговое Постановление IX Всероссийского съезда судей поручением Су­дебному департаменту при Верховном Суде Рос­сийской Федерации и Российскому государственно­му университету правосудия подготовить квалифи­кационные требования, устанавливающие возмож­ность занимать в судебной системе определенные должности лицам со средним профессиональным образованием.

3. Научная деятельность Университета

Как представляется, действительно достоверные теоретические выводы и практические предложения о праве прежде всего должны быть основаны на:

общенаучных выводах и закономерностях;

объективной практике.

При таком основополагающем методологическом подходе исследования проблем права прежде всего должны базироваться на фундаментальных философ­ских категориях:

общее;

особенное;

единичное.

Полагаю, сказанное — ключ к анализу многих правовых явлений. В том числе — к категории «ре­гулирование общественных отношений». При таком общенаучном подходе правовое регулирование об­щественных отношений возможно дифференцировать на:

общее

специальное.

В свою очередь, «единичное» в процессе исследо­вания правовых явлений точнее называть «индивиду­альным регулированием» общественных отношений.

Такой общенаучный подход позволяет выде­лить следующие виды регулирования общественных отношений:

общее правовое регулирование;

специальное правовое регулирование;

индивидуальное регулирование.

Общее (универсальное) правовое регулирование общественных отношений осуществляется в резуль­тате реализации судами основополагающих (общих) принципов национального и (или) международно­го права, содержащихся, например, в Конституции и международных договорах, являющихся неоспори­мым правом (jus cogens).

Особенное или специальное правовое регули­рование общественных отношений — посредством реализации судом специальных принципов и норм национального и (или) международного права, выра­ботанных, например, в национальных кодексах и дру­гих федеральных законах.

Единичное или индивидуальное регулирование общественных отношений — в результате, например, принятия судом судебных актов.

Как известно, судебные акты в отличие от прин­ципов и норм права обязательны не для неопреде­ленного круга лиц, а лишь для участников судебных процессов.

В соответствии с таким фундаментальным мето­дологическим подходом представляются по меньшей

мере дискуссионными множество «устоявшихся» в праве выводов.

Например, понятие «мягкое право». Право, по­лагаю, должно быть не «мягким», а «определенным».

Университет подготовил Спецвыпуск нашего жур­нала «Российское правосудие» к IX Съезду судей, в котором также имеется на эту тему статья «Принцип правовой определенности или определенность права?»

Многие научные и практические работники ак­тивно применяют понятие «эволютивное толкова­ние». Но ведь толкование с позиции общей теории права — это уяснение для себя и разъяснение для дру­гих имеющихся принципов и норм права, в то вре­мя как «эволюция» — развитие чего-либо. При таком подходе понятие «эволютивное толкование» пред­ставляется по меньшей мере спорным.

Далее: обратимся к термину «судебный преце­дент», которое является родовым.

С точки зрения названного выше фундамен­тального подхода теоретически более обоснован­ным представляется термин не «судебный прецедент права», а термин «результат индивидуального судеб­ного регулирования».

Многие научные и практические работники до­пускают возможность, «конкретизации права в пра­воприменительном процессе». Поскольку конкре­тизация права — это его уточнение, детализация, постольку, на мой взгляд, конкретизация права воз­можна лишь в правотворческом процессе.

И последнее: с целью повышения степени опре­деленности права, учитывая, что в соответствии с Конституцией России суд является правопримени­тельным, а не правотворческим органом, считаю не­обходимым разработать и принять следующие феде­ральные законы:

«О толковании права»,

«О конкретизации права»,

«О формах национального и международного права, реализующихся в Российской Федерации».

Благодарю всех членов Высшей экзаменацион­ной комиссии и членов экзаменационных комис­сий субъектов Российской Федерации за совместную работу.

Председатель ВЭК РФ  В.В. ЕРШОВ

опубликовано 10.05.2017 11:22 (МСК), изменено 11.05.2017 15:14 (МСК)

 

Сайт Президента Рф
Сайт Конституционного Суда РФ
Сайт Верховного Суда РФ
Официальный интернет-портал правовой информации




Сведения о размере и порядке уплаты государственной пошлины
Сервис для подачи жалоб и заявлений в электронном виде


Часы работы суда:
понедельник-четверг: 8.30-17.15
пятница: 8.30-17.00
суббота, воскресенье: выходной
перерыв: 13.00-13.45
 

Главный корпус
355002, г. Ставрополь,
ул. Лермонтова, 183
Тел.: (8652) 23-29-00
Факс: (8652) 23-29-32
e-mail: krai@stavsud.ru

Помещения
Ставропольского краевого суда
в здании "Дворец правосудия"
355035, г.Ставрополь,
ул. Дзержинского, 235
Тел./факс: (8652) 35-36-41

Апелляционная коллегия
по гражданским делам
Ставропольского краевого суда
355004, г. Ставрополь,
ул. Осипенко, 10а
Тел./факс: (8652) 23-50-58

Здание
Ставропольского краевого суда
в г. Пятигорске
357500, Ставропольский край
г. Пятигорск,
ул. Лермонтова, 9
Тел./факс: (8793) 33-94-73